Генсек UNWTO Талеб Рифаи: «Медицинский туризм становится важным направлением»

img

Доктор Талеб Рифаи возглавляет самый авторитетный международный орган отрасли — Всемирную организацию по туризму ООН. В эксклюзивном интервью журналу Medical and Health Tourism он поделился видением перспектив медтуризма и роли России на глобальной туристической арене.

Доктор Рифаи, вам наверняка известен феномен резкого роста объемов медицинского туризма в мире. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями о природе и перспективах этого бума.

Медицинский и оздоровительный туризм сейчас становится очень важным направлением. И вы совершенно правы по поводу того, что информации по нему недостаточно. По этому направлению UNWTO получает цифры только от некоторых стран, которые больше других заинтересованы в развитии медицинского и оздоровительного туризма, статистики на глобальном уровне нет. Это, кстати, касается не только медицинского, но и других специализированных направлений туризма, которые выделились недавно. Типология туризма в последнее время сильно расширилась: есть экотуризм, приключенческий туризм, образовательный и так далее. По всем ним недостаточно данных, но наши специалисты сейчас работают над формированием глобальной статистики. От различных стран поступают очень четкие сигналы того, что они заинтересованы в медицинском и оздоровительном туризме. Они получают прибыль от этого вида туризма, соответственно, они начинают у себя составлять такую статистику.

Какие это страны? В чем специфика их пути к привлечению иностранных пациентов?

Прежде всего, это Индия, Таиланд, Бразилия, Венгрия, Турция, Сингапур, Южная Корея и Иордания. Условно их можно разделить на три группы.

В первую входят Индия, Таиланд и Иордания. Они действуют по логичной классической схеме: предоставляют высококлассные профессиональные услуги по более низкой цене. К примеру, в Иорданию едет больше всего медицинских туристов из Ливии, Ирака, Йемена и стран Персидского залива. У последних достаточно средств, чтобы отправиться куда угодно, но они выбирают Иорданию, ведь для них это легко и удобно. Такая схема справедлива также для Индии и Таиланда: там многочисленное население, значительная часть которого высокообразована, и есть ресурсы на построение инфраструктуры, необходимой для оказания услуг на высоком уровне.

Вторая модель — более специализированная, примером ее может служить Южная Корея. Эта страна стала центром пластической хирургии с весьма конкурентными ценами. Третья модель представлена, в частности, Венгрией и Австрией — это страны, которые делают ставку на оздоровительный туризм, велнес и спа.

Возвращаясь к вопросу о цифрах: формирование статистики тормозит и то, что до сих пор не выработано четкое общепринятое определение, что мы понимаем под медицинским и оздоровительным туризмом. К примеру, если я посещаю страну ради курса медитации — это оздоровительный туризм или нет? Если я еду в США ради уникальной операции, которая делается только там — правильно ли это называть медицинским туризмом?

Какой Вы видите роль России в мировом туризме сегодня? Какие впечатления от русских и какие ожидания?

Сейчас Россия становится глобальным игроком в туризме. Прежде всего, она быстро набирает вес как исходящий рынок, то есть страна, откуда едут путешественники. Но в последнее время Россия также хорошо показала себя и как направление, привлекающее туристов. Пока исходящие турпотоки превышают входящие. Но, тем не менее, уже сейчас страна на 12-м месте в мире по количеству посещающих ее иностранцев (23 миллиона человек в год, по данным на 2011-й).
Обычно россияне хорошо организовывают свои зарубежные поездки. Они считаются очень привлекательными туристами, каждая страна мира мечтает заполучить русского. Во-первых, они очень лояльные посетители: если приезжают куда-то один раз и остаются довольны, то возвращаются туда снова и снова. Средняя сумма, которую россияне тратят за границей, также выше, чем у представителей других наций. За последние 10 лет объем затрат россиян за рубежом вырос вдвое, и это очень впечатляет. И наконец, их способность привлекать других людей туда, где они побывали, также выше: русские используют «сарафанное радио», много рассказывают о своих путешествиях друзьям, и в следующий раз они едут уже вместе.

Что же касается ожиданий от России как туристического направления, то тут над многими вещами еще нужно поработать (хотя кое-что уже сделано и очень хорошо). Туризм в России все еще сконцентрирован вокруг больших городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, частично в Черноморском регионе. Но страна раскинулась на огромных просторах, и туристам там есть на что посмотреть. Инфраструктуру всей России должны сделать более доступной и дешевой, а также проявить активность по привлечению путешественников в разные регионы страны. Впрочем, даже в существующих центрах туризма — Москве и Санкт-Петербурге — количество иностранных туристов впечатляет. 23 миллиона в год — это очень много.



Больше материалов на тему читайте в журнале Medical & Health Tourism, №6

Оформите бесплатную подписку на журнал >>

При копировании материалов активная ссылка на сайт www.treatment-abroad.ru обязательна